Школьные стрелки из России. Почему дети убивают?
Почему подростки и молодые люди устраивают массовую стрельбу? «Стрелкам», которые открыли стрельбу в учебных заведениях, было от 12 до 19 лет. В попытках найти причины, по которым дети и подростки совершают массовые преступления, широкая общественность обвиняет жестокие компьютерные игры и фильмы, насилие в СМИ, травлю в школе, подражание другим стрелкам. В США также обвиняют легкую доступность оружия. Но очевидно, что эти причины не объясняют проблему школьной стрельбы.
  • Анна Погребняк
    Психолог, автор блога и книг по психологии. Эксперт на радио и в СМИ: Vogue, Psychologies, РБК, Wonderzine, Секрет Фирмы, Здоровье Mail.ru и др.
    Записаться на консультацию
    Для связи: i.annapo@mail.ru
Стрелок из Казани Ильназ Галявиев
«Я - Бог!»

В апреле 2023 года Верховный суд Татарстана признал Казанского стрелка Ильгиза Галявиева вменяемым и наказал пожизненным сроком. Несколько лет назад юноша напал на учеников и педагогов своей же бывшей гимназии №175. Родственники Галявиева на приговор не явились. Ни отец, ни мать, ни брат. Зато присутствовали потерпевшие, более 30 человек. Приговор им, впрочем, не понравился. Слишком мягко, «надо расстрелять», говорили люди.

Когда после совершения теракта в гимназии № 175 в городе Казани Галявиева задержали, на допросе он заявил:

– Я замкнутый одинокий человек. Я — бог. Все остальные — мои рабы и считаются "биомусором". Все они должны делать, что я захочу, а я хочу, чтобы именно каждый из моих рабов убил более 10 и сам себя убил.

Молодой человекубил не менее 7 человек школьников, педагогов и других работников гимназии. Задержанный объяснил, что сделал это, чтобы показать всем людям, что они его рабы. «Стрелок» сообщил, что решил стать массовым убийцей, потому что он бог и может делать все что угодно и с кем угодно.

Казанский стрелок
Почему они убивают

В России достать оружие не так просто, однако подростков это не остановило. Порой стрелков называют просто психами, как будто это все объясняет. Под психом подразумевают эмоционально неустойчивого человека, который не контролирует себя и действует импульсивно, поддается сиюминутным порывам. Если коротко, разозлился и пошел стрелять.

Но в случае со стрелками как в России, так и в мире, это не так. Анализируя личности Российских и мировых школьных «стрелков», можно увидеть, что проявление насилия не было импульсивным и внезапным. Все «стрелки» готовились к преступлению заранее.

Владислав Росляков из Керчи планировал бойню полтора года. Он получил разрешение на оружие. Прошел в Симферополе шестичасовой курс по обращению с оружием. Украл деньги у бабушки, купил в магазине оружие. Ильназ Галявиев за ружьем ездил из Казани в Йошкар-Олу.

Деньги на покупку оружия он заработал, продавая внутриигровые предметы в сетевой игре Counter-Strike. Бекмансуров вынашивал замысел преступления несколько лет. Деньги на оружие начал откладывать еще в десятом классе. Часть суммы ему добавил отец. В результате студент-первокурсник приобрел пятизарядное помповое ружье.

Многих школьных стрелков считают асоциальными личностями, из неблагополучных семей, их записывают в жертвы буллинга. Общество считает, что этих ребят довели, затравили. Их выставляют непопулярными подростками, забитыми жертвами, затравленными и испуганными. Или психами и злодеями. Считается, что они мстят обидчикам. Однако, не все стрелки выходцы из неблагополучных семей, не все они жертвы школьного буллинга. И не все затравленные подростки становятся преступниками. Не все дети, которых не принимали в компании сверстников, берут в руки ружье. Более того, у школьных стрелков может быть хорошая школьная успеваемость.

Владислав Росляков. Школьный стрелок из Керчи
15-летний Сергей Гордеев, который взял в заложники одноклассников из 10«А» и открыл стрельбу в московской школе №263, учился хорошо, неоднократно побеждал на олимпиадах, претендовал на золотую медаль, собирался поступать в престижный Московский инженерно-физический институт.

Перед бойней подросток написал стихотворение на английском языке, в котором сообщил, что не может больше жить в страхе, что он устал от жизни.

Подросток уверял, что хотел доказать одноклассникам теорию солипсизма, что реально есть только он и его сознание, а жизнь иллюзорна и является его сном. 2015-м суд признал Сергея Гордеева невменяемым. Подросток был направлен на принудительное лечение. Школьные стрелки из России устроили бойню в школах и учебных заведениях, где погибли и пострадали люди. Но наказание у всех разное. Кто-то из стрелков отправился за решетку, а кто-то на принудительное лечение. Кто-то же свел счеты с жизнью.

Почему так произошло?

Всех школьных стрелков можно разделить на несколько групп. Это дает нам возможность лучше понять их личность и мотивы в совершении преступления. А также даст понимание, почему одни отбывают наказание, а других лечат.
Сергей Гордеев. Источник фото: pikabu.ru
Стрелки-психотики

Многие думают, что психотиков не от мира сего. Их легко заметить и вычислить в толпе. Многие представляют больных психозом как странных, неухоженных людей, бормочущих себе что-то под нос, с пугающим взглядом, совершенно потерявших связь с реальностью. Это обманчивая картина.

Они могут вести активную жизнь, ходить в школу, работать, общаться с людьми, и все же быть психотиками. Главная проблема психотиков - это странные идеи и оторванность от реальности. И эту часть своей жизни они тщательно скрывают. Многие из них понимают, что если расскажут кому-то о «голосах» или подобном опыте, их сочтут ненормальными, поместят в больницу или прекратят с ними общение.

Психотик – это человек потерявший связь с реальностью, но во многих сферах жизни он может эту связь не утратить. Психотики могут считать себя Богами, Высшей силой. К психотикам относятся подростки, страдающие от шизофрении или шизотипического расстройства личности. У таких подростов может наблюдаться галлюцинации.

Похожие на бредовые идеи можно наблюдать, например, у стрелка Сергея Гордеева, который утверждал, что реален только он, а все остальное - вымысел. А если всего остального не существует и является его сном, то преступления совершаются как бы не по-настоящему.

Стрелки – психопаты

Психопатов определяют по группе патологических черт личности. Это и крайний нарциссизм, отсутствие эмпатии, эгоцентризм, трудности с управлением гневом, игнорирование моральных норм и ценностей.

Психопаты – это люди без совести. Из-за отсутствия морали и эмпатии они становятся крайне опасны для окружающих людей. Психопаты не выносят все и всех тех, кто мешает им удовлетворять личные потребности. Владислав Росляков, устроивший стрельбу в Керченском политехническом колледже, вырос с матерью одиночкой. Однокурсники вспоминали, что при разговоре Росляков избегал зрительного контакта, у него отсутствовали такие качества, как доброта и жалость.

Подросток интересовался маньяками, он публиковал на своей странице в соцсети видео с изображениями насилия. Своим знакомым Росляков писал, что у него «эмпатия ниже плинтуса», что «он полупсихопат», его «мало интересует общение с себе подобными». Считал, что «вокруг одни придурки», и у него «есть мысли всех перестрелять». Накануне стрельбы он сжег во дворе дома свои флешки, фотографии, книги, в том числе и Библию, то есть, готовился к тому, что живым не вернется. Оделся по образу школьных стрелков из американской школы «Колумбайн» — в ботинки с высокими берцами, черные брюки, футболку с надписью «ненависть» — и пошел стрелять. После бойни Росляков покончил с собой.

Травмированные стрелки

Травма, порой всего одна, может оказать огромное влияние на личность и психику ребёнка. Эмоциональное, физическое и сексуальное насилие является серьёзным травматическим опытом. Последствия таких травм могут быть пугающими: комплексы, депрессия, неконтролируемый гнев, суицид.

Из-за травмы подростки ощущают собственную ущербность, неполноценность, им труднее доверять другим людям. Они могут потерять связь с окружающими, перестают чувствовать сопричастность с людьми. Мир травмированных подростков - это непредсказуемый, враждебный мир. Никому нельзя доверять. Дети, особенно выходцы из неблагополучных семей, где родители страдали алкоголизмом, психическими расстройствами, отбывали срок или жили в нужде, полны тревоги.
Они не знают, что будет завтра. У таких детей часто развивается депрессия, которая может толкать их свести счёты с жизнью. У таких детей могут быть низкие навыки общения, из-за чего их травят в школе. Их самооценка была низкой из-за пребывания в тяжелых условиях дома. Они были полны злости на свое положение. На весь мир.

Чтобы понять, что двигало стрелками, требуется тщательно изучить их личность и жизнь, их отношения с семьей и сверстниками. Поэтому психиатрические экспертизы такие долгие и сложные.

Но есть ли что-то общее у всех школьных стрелков?

Хотя все они совершили похожие преступления, найти сходства между стрелками непросто. Но их кое-что обьединяет.

Первое – это отсутствие эмпатии. У стрелков психопатов эмпатии нет по определению. У стрелков психотиков проблемы с эмпатием могут возникать из-за эмоциональных нарушений. У травмированных возникает бесчуственность и недоверие к людям и миру из-за пережитых травм. Это влияет на способность к эмпатии.

Еще одно сходство – это гнев. И это не просто гнев, как эмоция, присущая всем нам. Это гнев на жизнь, на мир, на то, как все несправедливо. Это гнев на условия своего существования. Психопатов могло злить, что мир не разделяет их раздутое самомнение, психотиков – то, что они отличаются от других, и помимо обычных проблем и стрессов вынуждены еще и бороться с психическими проблемами. А травмированных мир злил своей жесткостью, ведь они жертвы, которым всегда достается и ничего нельзя изменить.
Депрессия и желание свести счеты с жизнью

Многие стрелки психотики и травмированные по всему миру хотели покончить с собой. В России такие примеры тоже известны. Подростки могли воспринимать свои психические и жизненные трудности как безнадежные, отчего у них могла развиться тяжелая депрессия. Они чувствовали беспомощность, как травмированные стрелки и ненависть к себе.

Но почему стрелки психопаты могут тоже покончить с собой? Они могут быть глубоко разочарованными, если реальность не соответствует их завышенным ожиданиям. Они также злятся из-за отсутствия желаемого социального статуса, успеха у девушек.

Повышенная чувствительность и непереносимость фрустрации

Многие школьные стрелки были эмоционально неустойчивыми и обладали хрупким самовосприятием. Они могли бурно реагировать на повседневные стрессы и новый опыт. У психопатов с крайним нарциссизмом такое случается часто. Если что-то идет не так, они выходят из себя из-за любой мелочи. Обижаются, злятся и жаждут мести за пустяки. Травмированные стрелки итак сильно ослаблены из-за пережитых событий, и каждое новое незначительное событие воспринимается ими как трагедия.

Стыд, зависть и недостаток мужества

Подавляющее большинство стрелков – мужчины. Помимо повышенной чувствительности и хрупкого самовосприятия, эго, они считали себя недостаточно мужественными. Причинами тому мог быть внешний вид, который стрелки считали несоответствующий стандартам красоты, принятым в обществе. Многие стрелки были худыми или низкого роста.

Стрелки в США тому подтверждение: кто-то был худощавым, кто-то носил очки, кто-то был полным. В совокупности с другими личностными проблемами это приводило к ощущению собственной ущербности, неполноценности. Отсюда стыд и чувство зависти к другим. Если стрелки сталкивались с насмешками и травлей, это подпитывало их стыд и чувство унижения. Идея иметь оружие придавала им силу, наделяла властью, давало недостающее ощущение мужественности. Стрелки из России восхищались Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом, устроивших бойню в школе «Колумбайн». Они видели в них образец мужественности (хотя сами Харрисон и Дилан до стрельбы ощущали себя неполноценными и немужественными).

Садизм

Садистские черты присущи психопатам, но не всем. Отсутствие морали и эмпатии еще не означает, что у человека будут садистские наклонности. Среди нас живет множество садистов, но не все они психопаты или антисоциальные личности. Врачи, политики, военные могут иметь садистские склонности, унижать людей, причинять им боль и наслаждаться своей властью.

Но если мы смешаем психопатию и садизм, то получим опасного преступника. Стрелки-психопаты были садистами. Остальные группы тоже могли иметь садистские склонности или действовать из-за недостатка эмпатии, ведомые своими бредовыми идеями, как психотики.

Фантазии

Серийные маньяки не сразу приходят к преступлениям. Сначала они живут с фантазиями. Все стрелки готовились к нападениям, продумывали детали. Все это время они были одержимы фантазиями о том, что и как сделают. Их фантазии касались насилия. Они мысленно репетировали, как совершат расстрелы. Как видите, нет простых ответов, почему подростки и дети убивают. Это всегда сложная совокупность факторов среды, окружения, особенностей личности стрелков.
Материалы по теме:
Чему стоит поучиться у психопатов
Чему хорошему эти люди могут нас научить?
Кто такие инцелы?
От англ. involuntary celibacy, сокращенно incel переводится как «невольное воздержание»
Как справиться с мучительными воспоминаниями и травмами прошлого
В США 70% взрослых испытали травмирующее событие хотя бы однажды в жизни. 20% из этих людей приобрели ПТСР
Неблагополучное детство: последствия во взрослом возрасте и техника для самостоятельной проработки травм
Современные исследования выявили связь между негативным опытом в детстве и неблагополучием у взрослых. У тех, кто пережил серьезные потрясения в юном возрасте, обнаруживаются проблемы со здоровьем, трудности в межличностном общении и неуспехи в работе
Женоненавистники: почему мужчины не уважают и презирают женщин
Еще психоаналитики отметили, что у большинства насильников наблюдается сильная ненависть к женщинам с раннего детства. Бытовые женоненавистники - это те, кого мы именуем «абьюзерами». Их нелюбовь и неприязнь к женщинам приводит к психологическому и даже физическому насилию
Нелюбовь родителей калечит психику. Что делать, если вам не досталось любви в детстве?
Ранее считалось, что младенцы любят матерей за молоко, то есть потому, что их кормят. Но психолог Гарри Харлоу впервые заметил, что младенцы могут любить матерей за тепло и заботу, которые те дарят
4 урока, которые я вынесла из психиатрической больницы
Этот опыт показал мне изнанку жизни, напомнив, что стоит ценить то, что у нас есть, заботиться о себе и беречь себя. Я вынесла оттуда некоторые важные наблюдения, которые будут полезны каждому.
Made on
Tilda