Нелюбовь родителей калечит психику. Что делать, если вам не досталось любви в детстве?

В середине прошлого столетия в Американской психологии доминировала идея бихевиоризма (буквально, наука о поведении). Бихевиоризм радикально изменил взгляды ученых на психику, а предметом изучения в психологии стало не сознание, а поведение человека. (Они буквально в то время считали, что роль сознания минимальна, а вот поведение определяет все). Именно эти трудолюбивые психологи, изучающие поведение, пролили свет на вопросы любви и привязанности как важного фактора развития здоровой личности.
Почему одни растут здоровыми и счастливыми, а другие нет?

Бихевиористы проводили множество опытов над крысами, чтобы доказать взаимосвязь между окружающей средой и формированием мозга млекопитающих. Считалось, что людьми движут их базовые потребности: голод, жажда, разрушение, боль и секс. Любовь и привязанность считались вторичными. В процессе воспитания детей на первый план выходило обучение. Детям необходим физический контакт? Нет, только не для бихевиориста. Так считали многие, но психолог Гарри Харлоу был другого мнения.
Любовь маленьких обезьян


Гарри Харлоу проводил свои опыты на обезьянах, поскольку они наиболее близки к людям. Они похожи на нас в том, как обучаются, испытывают и выражают страх и чувство разочарования. Первым, что увидел Харлоу, была привязанность маленьких обезьянок к мягким вещам, когда у них отсутствовал контакт с матерью. Обезьянки спали на мягких тряпках, и если эти тряпки убирали, детёныши обезьян испытывали приступы гнева, свойственные маленьким детям. Он сделал вывод, что в отсутствии матери мягкие вещи, к которым можно было прижаться, были не вопросом комфорта, а главным фактором выживания.

Ранее считалось, что младенцы любят матерей за молоко, то есть потому, что их кормят. Но Харлоу заметил, что младенцы могут любить матерей за тепло и заботу, которые те дарят. Знаменитые опыты Харлоу (за которые его, кстати, считают садистом), были проведены с обезьянками и "суррогатными" матерями, сделанными из подручных средств. Таких мам-кукол было две: одна только из проволоки, а вторая из куска дерева, обмотанного тряпками и со специальной лампой внутри, которая даёт тепло.

Для первой группы тряпичная мама давала еще и молоко, а мама из проволоки - нет. Для второй группы все было наоборот: тряпичная мама не давала молока, а проволочная была готова «накормить» кроху. Ни смотря на подачу молока проволочной мамой, все обезьянки стремились к "мягкой" маме. Было очевидно, что младенцы любят свою мать не за молоко. Они любят ее за телесный контакт, за "материнскую любовь".

Источник фото: Pinterest.com
Гарри Харлоу и обезьянки
Слепая привязанность

Когда детям страшно, они бегут обнимать свою маму. То же самое наблюдал Харлоу и с обезьянками. Только те бежали обнимать своих искусственных, мягких матерей. И даже тех, которые не давали им молока.

В любой ситуации обезьянки стремились к своим "мягким" мамам. В первом эксперименте у искусственной мамы не было лица, только деревяшка. Детёныш прожил с ней полгода. Потом ему дали кукол с нарисованными глазами и ртом на лице. Обезьянка разворачивала головы так, чтобы не было видно лица - как у мамы. Харлоу доказал, что для нас имеет огромное значение тесная связь, которую мы устанавливаем с нашими матерями, независимо от того, как они выглядят или насколько безразлично к нам относятся.

Дети из приюта

Такие опыты закончились плохо. Обезьянки, выросшие с любыми куклами, не были социально адаптированы, не могли отличить неодушевлённый предмет от одушевлённого, проявляли агрессию и не могли ужиться с другими особями. По мере нахождения с куклой, обезьянки не получали от нее никакой обратной связи, никаких реакций, и все время находились в изоляции.

Венгерский психиатр Рене Шпиц в 40-х годах прошлого века наблюдал и сравнивал детей, выращенных в различных специальных учреждениях. Одна группа детей воспитывалась в приюте для подкидышей, в полной чистоте и комфорте, но в изолированной обстановке. Другая группа росла в притюремных яслях, где был постоянный беспорядок и где дети жили в тесном физическом контакте с другими детьми. В течении двух лет более трети детей из приюта умерли. В другой группе все дети остались живы.

Большинство детей, оставшихся в живых в приюте, с возрастом столкнулись с серьезными проблемами, и некоторые затем были помещены в специальные лечебные заведения.

Все, что исследовали и доказали учёные и психологи, например Харлоу, нам всем давно известно. Все младенцы и дети нуждаются в тесной физической и эмоциональной привязанности к кому-то. Материнская любовь не просто важна для ребенка, она жизненно необходима.
Источник фото: Pinterest.com
Гарри Харлоу и обезьянки
Многое в обществе изменилось после таких исследований. Изменился принцип работы детских домов и социальных служб. Или прижатие к себе матерью новорожденного ребенка объясняется не тем, что ему нужно почувствовать тепло ее кожи или чтобы между ними установилась связь, а потому, что отсутствие подобных контактов может быть разрушительным для младенца.
Независимо от того, растут ли люди в благополучном окружении или же ютятся, словно дети из тюремных ясель, это не гарантирует того, благополучными ли они вырастут личностями или нет. Конечно, во втором случае шансы невелики, но и первый вариант не гарантирует личного (душевного) благополучия. Как уже доказали психологи, окружающая среда не определяет то, кем мы станем в итоге. Но она влияет на формирование психики.

Из всего известного нам, мы можем предположить, что трамплином для роста здоровой полноценной личности является родительская, материнская любовь и тесный эмоциональный физический контакт со значимым взрослым в определенном возрасте. Недополучив необходимой заботы, любви и тепла в детстве, находясь в отчуждении и не имея физического контакта со значимым взрослым, человек может приобрести серьезные психологические проблемы.

Обычно те, кого не любили родители, кто рос в атмосфере равнодушия и холодности, выходцы из дисфункциональных семей описывают свои ощущения, как «пустоту» внутри. Такие люди не имеют внутренней опоры, которую и должна подарить материнская любовь.

Пустоту внутри и невозможность опереться на опыт принятия и любви в детстве, люди пытаются заполнять психоактивным веществами и алкоголем, к перееданием и тд. Все эти средства становятся интуитивным «лекарством» против эмоциональной боли, тревоги и неуверенности. Исследователи говорят о том, что неблагополучный детский опыт, связанный с отсутствием эмоциональной связи с родными, унижением, критикой, насилием и отвержением, влияет на развитие мозга. Чем раньше ребенок ощутил дефицит любви, тем серьезнее последствия.

Но хорошие новости заключаются в том, что во взрослом возрасте можно компенсировать упущенное. Полностью «стереть» переживания и последствия нелюбви родителей не получится. Но многое можно компенсировать. Психотерапевт может стать «замещающим» родителем, а психологическая работа помогает обрести внутреннюю опору, которой так не хватает недолюбленным детям. Работа над собой заполняет бреши, которые остались после неблагополучного детства. И это меняет качество жизни.

Существуют различные психологические техники, например, добаюкивание. Психиатр Брюс Перри в своей книге отмечает, что важно знать, в каком возрасте у ребенка происходит психотравма. Примерно тогда и происходит сбой, который позже будет оказывать влияние на жизнь человека.

От возраста многое зависит: чем раньше ребенок лишается тепла и любви, тем хуже. В детстве происходит бурный рост и развитие психики, мозга. Каждый год ребенка - это гигантский скачок в развитии. Существует множество периодизаций психического детского развития. Зная возраст травмы, мы можем приблизительно понять, на что она могла оказать влияние.

Есть интересная техника «добаюкивание». Это практики для взрослых, где они возвращаются словно в младенческий возраст. Ритмичные укачивания (крайне важные для развития психики грудных детей) помогают будто регрессировать в тот период и вернуть себе контроль в настоящем, восполнить дефицит базового доверия к миру.
Материалы по теме:
Что такое эмпатия
По мнению американского психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс, многие термины сегодня истерлись и потеряли свое первоначальное значение
Как справиться с мучительными воспоминаниями и травмами прошлого
В США 70% взрослых испытали травмирующее событие хотя бы однажды в жизни. 20% из этих людей приобрели ПТСР
«Запасной» Гарри: саморазрушение и безуспешные поиски любви скандального принца
В свет вышла книга — биография принца Гарри. Казалось бы, сколько уже историй жизни медийных личностей стоят на полках. Но эта зацепила многих как минимум кричащим названием
Неблагополучное детство: последствия во взрослом возрасте и техника для самостоятельной проработки травм
Современные исследования выявили связь между негативным опытом в детстве и неблагополучием у взрослых. У тех, кто пережил серьезные потрясения в юном возрасте, обнаруживаются проблемы со здоровьем, трудности в межличностном общении и неуспехи в работе
Плюнуть и все бросить: когда это здоровая стратегия. Вопросы к себе, меняющие мышление
Вы можете работать на нелюбимой работе лишь потому, что потратили пять лет в ВУЗ'е на освоение профессии, еще парочку лет отдали практике и не хотите терять выстраданные днями и ночами прошлые усилия. Культура и общество подливают масло в огонь: «Добейся успеха или умри!». Нас учат, что нельзя бросать начатое дело и «коней на переправе не меняют». Известно также и другое: не бывает недостижимых целей, бывают инфаркты в тридцать лет
Made on
Tilda