Независимо от того, растут ли люди в благополучном окружении или же ютятся, словно дети из тюремных ясель, это не гарантирует того, благополучными ли они вырастут личностями или нет. Конечно, во втором случае шансы невелики, но и первый вариант не гарантирует личного (душевного) благополучия. Как уже доказали психологи, окружающая среда не определяет то, кем мы станем в итоге. Но она влияет на формирование психики.
Из всего известного нам, мы можем предположить, что трамплином для роста здоровой полноценной личности является родительская, материнская любовь и тесный эмоциональный физический контакт со значимым взрослым в определенном возрасте. Недополучив необходимой заботы, любви и тепла в детстве, находясь в отчуждении и не имея физического контакта со значимым взрослым, человек может приобрести серьезные психологические проблемы.
Обычно те, кого не любили родители, кто рос в атмосфере равнодушия и холодности, выходцы из дисфункциональных семей описывают свои ощущения, как «пустоту» внутри. Такие люди не имеют внутренней опоры, которую и должна подарить материнская любовь.
Пустоту внутри и невозможность опереться на опыт принятия и любви в детстве, люди пытаются заполнять психоактивным веществами и алкоголем, к перееданием и тд. Все эти средства становятся интуитивным «лекарством» против эмоциональной боли, тревоги и неуверенности. Исследователи говорят о том, что неблагополучный детский опыт, связанный с отсутствием эмоциональной связи с родными, унижением, критикой, насилием и отвержением, влияет на развитие мозга. Чем раньше ребенок ощутил дефицит любви, тем серьезнее последствия.
Но хорошие новости заключаются в том, что во взрослом возрасте можно компенсировать упущенное. Полностью «стереть» переживания и последствия нелюбви родителей не получится. Но многое можно компенсировать. Психотерапевт может стать «замещающим» родителем, а психологическая работа помогает обрести внутреннюю опору, которой так не хватает недолюбленным детям. Работа над собой заполняет бреши, которые остались после неблагополучного детства. И это меняет качество жизни.
Существуют различные психологические техники, например, добаюкивание. Психиатр Брюс Перри в своей книге отмечает, что важно знать, в каком возрасте у ребенка происходит психотравма. Примерно тогда и происходит сбой, который позже будет оказывать влияние на жизнь человека.
От возраста многое зависит: чем раньше ребенок лишается тепла и любви, тем хуже. В детстве происходит бурный рост и развитие психики, мозга. Каждый год ребенка - это гигантский скачок в развитии. Существует множество периодизаций психического детского развития. Зная возраст травмы, мы можем приблизительно понять, на что она могла оказать влияние.
Есть интересная техника «добаюкивание». Это практики для взрослых, где они возвращаются словно в младенческий возраст. Ритмичные укачивания (крайне важные для развития психики грудных детей) помогают будто регрессировать в тот период и вернуть себе контроль в настоящем, восполнить дефицит базового доверия к миру.