«Чудовищный эксперимент»
Исследование американского психолога Уэнделла Джонсона получило название «Monster Study», или «чудовищный эксперимент» из-за того разрушительного влияния, которое оказало на участников.
В 1939 году в Давенпорте, штат Айова, в качестве подопытных были отобраны дети сироты из местного детского дома. Исследование провела студентка психологического факультета Мэри Тюдор под руководством Уэнделла Джонсона.
Заикание
В те годы в психиатрии царило убеждение, что речевые нарушения возникают из-за органических или генетических причин. Во всем винили мозг. Это ставило на людей с заиканием клеймо: каким родился, таким и останешься. Излечиться не получится. Психолог Джонсон сомневался в такой теории. Он был убежден, что заикание - это выученное поведение. И с ним можно справиться.
Любопытно, что сам Уэнделл Джонсон страдал заиканием со школы. «Я стал логопедом потому, что мне самому он был нужен», - сказал он однажды.
Некоторые однокурсники Джонсона в Университете Айовы в 30-е годы прошлого века, также страдали от заикания. Вместе они пытались найти «лекарство» от расстройства речи: подключали себя к электродам, использовали электрошок и даже пытались вызвать сильный испуг с помощью стрельбы из оружия (так как считали, что если испуг приводит к заиканию, то и справиться с ним поможет).
Молодые люди пытались «перенастроить» свой мозг, распутать то, что когда-то было запутано. У Джонсона были веские основания для проведения «чудовищного эксперимента». Амбициозный и активный исследователь, он не верил в то, что расстройства речи связаны с нарушениями в головном мозге.
Поскольку его личная история заикания началась с неосторожного высказывания учителя, который сообщил родителям будущего психолога о его якобы речевом нарушении. До этого Джонсон не страдал от нарушений речи, но после того, как услышал от учителя нелестные замечания, стал заикаться. Постепенно речь стала его навязчивой идеей. Он беспокоился о том, как говорил, повторял слова, от чего его голос колебался и проблема усиливалась. Он понимал, что сам создал проблему и решил, что это выученное поведение.
Дети-сироты
Для эксперимента были отобраны 22 ребенка. Никто не знал о намерении исследователей. Детям сообщили лишь то, что с ними будут заниматься логопедией.