Чудовищный эксперимент в психологии: как сломать психику здоровому человеку
Этот эксперимент считается одним из самых неэтичных в психологии. Результаты этого исследования никогда не были опубликованы ни в одном рецензируемом научном журнале. А университет, в стенах которого он проводился, принес публичные извинения в 2001 году.
Источник фото: appliedpsychology.ru Психолог Уэнделл Джонсон
Детям, участвовавшим в эксперименте, была выплачена внушительная денежная компенсация за причиненные пожизненные психологические и эмоциональные нарушения.
«Чудовищный эксперимент»

Исследование американского психолога Уэнделла Джонсона получило название «Monster Study», или «чудовищный эксперимент» из-за того разрушительного влияния, которое оказало на участников.

В 1939 году в Давенпорте, штат Айова, в качестве подопытных были отобраны дети сироты из местного детского дома. Исследование провела студентка психологического факультета Мэри Тюдор под руководством Уэнделла Джонсона.

Заикание

В те годы в психиатрии царило убеждение, что речевые нарушения возникают из-за органических или генетических причин. Во всем винили мозг. Это ставило на людей с заиканием клеймо: каким родился, таким и останешься. Излечиться не получится. Психолог Джонсон сомневался в такой теории. Он был убежден, что заикание - это выученное поведение. И с ним можно справиться.

Любопытно, что сам Уэнделл Джонсон страдал заиканием со школы. «Я стал логопедом потому, что мне самому он был нужен», - сказал он однажды.

Некоторые однокурсники Джонсона в Университете Айовы в 30-е годы прошлого века, также страдали от заикания. Вместе они пытались найти «лекарство» от расстройства речи: подключали себя к электродам, использовали электрошок и даже пытались вызвать сильный испуг с помощью стрельбы из оружия (так как считали, что если испуг приводит к заиканию, то и справиться с ним поможет).

Молодые люди пытались «перенастроить» свой мозг, распутать то, что когда-то было запутано. У Джонсона были веские основания для проведения «чудовищного эксперимента». Амбициозный и активный исследователь, он не верил в то, что расстройства речи связаны с нарушениями в головном мозге.

Поскольку его личная история заикания началась с неосторожного высказывания учителя, который сообщил родителям будущего психолога о его якобы речевом нарушении. До этого Джонсон не страдал от нарушений речи, но после того, как услышал от учителя нелестные замечания, стал заикаться. Постепенно речь стала его навязчивой идеей. Он беспокоился о том, как говорил, повторял слова, от чего его голос колебался и проблема усиливалась. Он понимал, что сам создал проблему и решил, что это выученное поведение.

Дети-сироты

Для эксперимента были отобраны 22 ребенка. Никто не знал о намерении исследователей. Детям сообщили лишь то, что с ними будут заниматься логопедией.

Источник фото: appliedpsychology.ru Мэри Тюдор
Среди 22-х испытуемых 10 детей-сирот до начала эксперимента были охарактеризованы воспитателями как заикающиеся. Тюдор также тестировала детей, чтобы убедиться в оценке сотрудников приюта.

Десять «заикающихся» сирот разделили на две группы: экспериментальную и контрольную. Первой группе из пяти человек говорили: «Ты не заикаешься. Твоя речь в порядке», а во второй подтверждали, что дети и вправду говорят плохо.

Остальные двенадцать человек были выбраны случайным образом. Шестерых из них, не имевших проблем с речью, убеждали в том, что они начинают заикаться, что говорят они плохо и им нужно это исправить.
Оставшимся шестерым из двенадцати участников говорили практически то же, что и первой экспериментальной группе: делали комплименты и хвалили за то, как хорошо они говорят, как красива их речь.

Исследовательница Мэри Тюдор каждые несколько недель разговаривала с детьми. Тем испытуемым, которые должны были начать заикаться, она говорила следующее:

«Сотрудники пришли к выводу, что у вас много проблем с вашей речью... Вы должны попытаться немедленно остановить себя. Используйте силу воли... Сделайте все, чтобы не заикаться... Никогда не говори, если не сможешь сделать это правильно…»

А группе заикающихся детей, получавших поощрение, говорила: «Вы перерастете [заикание], и вы сможете говорить даже лучше, чем сейчас... Не обращайте внимания на то, что другие говорят о вашей речи, потому что, несомненно, они не понимают, что это только фаза».

Результаты эксперимента

Дети, которые всего за месяц до начала исследования говорили свободно, замолчали. Некоторые из них вовсе отказывались говорить. Они боялись, что скажут что-то неправильно. Школьная успеваемость детей из «критикуемой» группы упала.

Один мальчик отказался читать в классе, а другой говорил, но тут же с тревогой исправлял сам себя. Дети, не имевшие ранее проблем с речью, получили серьезные психологические и эмоциональные травмы, оставшиеся с ними на всю жизнь.

Джонсон в своем эксперименте хотел решить несколько задач: вызвать заикание у ранее здоровых детей и улучшить ситуацию у тех, кто имел речевые нарушения с помощью положительного подкрепления. Эксперимент в итоге провалился.

В группе здоровых детей, у которых пытались вызывать заикание, «испортить» речь удалось лишь у двух человек. Однако, все шестеро «подопытных», не смотря на отсутствие расстройства, стали вести себя как заикающиеся.

Они боялись говорить, стали неуверенными, испытывали серьезные проблемы в общении, хотя их речь оставалась нормальной. Но возник сильный страх, что они скажут что-то неправильно, допустят ошибку, чем вызовут волну новой критики со стороны других людей. У испытуемых с заиканием не было выявлено значительных улучшений.

Кажется, в этом неэтичном, разрушительном эксперименте Джонсону и Тюдор удалось сформировать у детей высокую тревожность, социофобию и колоссальную неуверенность в себе. По отзывам пострадавших участников исследования, произошедшее сломало им жизнь.

Хотя эксперимент оказался неудачным, он проливает свет на то, как критика и придирки, унижение и отсутствие поддержки, способны уничтожить чувство уверенности и собственное достоинство.


Материалы по теме:
Эмоциональное выгорание: как работа с людьми наносит вред здоровью
Человек, работающий с людьми, вынужден постоянно подавлять свои истинные чувства. В ответ на дерзость или грубость клиента он должен оставаться невозмутимым, спокойным и благожелательным
Как справиться с мучительными воспоминаниями и травмами прошлого
В США 70% взрослых испытали травмирующее событие хотя бы однажды в жизни. 20% из этих людей приобрели ПТСР
Неблагополучное детство: последствия во взрослом возрасте и техника для самостоятельной проработки травм
Современные исследования выявили связь между негативным опытом в детстве и неблагополучием у взрослых. У тех, кто пережил серьезные потрясения в юном возрасте, обнаруживаются проблемы со здоровьем, трудности в межличностном общении и неуспехи в работе
Нелюбовь родителей калечит психику. Что делать, если вам не досталось любви в детстве?
Ранее считалось, что младенцы любят матерей за молоко, то есть потому, что их кормят. Но психолог Гарри Харлоу впервые заметил, что младенцы могут любить матерей за тепло и заботу, которые те дарят
Прощать тех, кто причинил вам боль - насилие над собой и предательство
Однажды в своем инстаграме, когда он еще не был запрещенной организацией в РФ и я вела там свой блог, я предложила подписчикам поделиться размышлениями о том, на что они имеют право. Немного освободиться, хотя бы в своей голове, от навязанных предоставлен
Made on
Tilda